О серьёзном – в шутку

Духовная чистота, нравственность – зыбкие, тонкие понятия, для сохранения которых нужна не обязательно бесконечная сила воли, а что-то более высокое, многим непостижимое. Об этом спектакль по пьесе Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты», представленный на суд зрителей в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана.

«Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные и убедительные…», - писал Валентин Распутин. И это действительно так, ведь вампиловские трагикомические истории - блестящий образец русской комедии, которая не только развлекает и по-настоящему смешит, но и даёт возможность говорить о самых серьёзных вещах, доходя порой до трагических высот.

«Провинциальные анекдоты» - это две блистательные одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов XX века. Анекдот здесь – и способ передать особенность поэтики пьес – «необычный, экстраординарный случай» и «короткая история с парадоксальной концовкой». Сюжеты одновременно просты и виртуозны, полны острых и неожиданных ходов.

Действующие лица комедий – постояльцы и сотрудники провинциальной гостиницы. Всё в спектакле выдержано в духе времени, воссоздать ретро-атмосферу 60-х годов прошлого века помогают декорации, музыка, костюмы и образы героев.

В «Истории с метранпажем» зрители узнают, почему администратор гостиницы по фамилии Калошин (заслуженный артист Узбекистана Олег Васильев) чуть не отдал Богу душу и чем оказался так страшен командировочный с загадочной профессией «метранпаж» (Аскар Урманов). Становится смешно и грустно от таких калошиных, для которых должность и звания важнее, чем всё остальное… А в «Двадцати минутах с ангелом» зрители могут посочувствовать постояльцам, страдающим от похмелья и безделья, которым вдруг улыбнулась удача и им помог совершенно посторонний человек. Щедрое предложение Хомутова (Валерий Юлдашев) кажется шуткой и издевательством для Анчугина (Антон Кораблёв) и Угарова (Игорь Зирко), которые никак не могут найти повода для такой доброты незнакомца. Вместе с ними зритель пытается ответить на вопрос: почему мы не можем поверить человеку, который готов нам помочь, не получая при этом выгоды?

Сочетание комизма и драматизма, сочетание фарсовых и водевильных приёмов, структура пьесы, основанная на анекдотичности, у А. Вампилова и зримо, и внутренне перекликается с художественными концепциями Н. Гоголя. К его «Носу» отсылает эпиграф «Истории с метранпажем»: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, редко, но бывают», с «Ревизором» перекликается сюжетный ход. Поэтому неудивительно, что режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный артист Узбекистана Михаил Каминский вводит в канву спектакля образ Гоголя (Алексей Извольский), который становится одновременно свидетелем, участников и своего рода судьёй, происходящим на сцене событиям.

Спектакль получился очень динамичным, все актёры прекрасно работают, порой на грани буффонады. И это неудивительно, ведь драматургом им подарены блестящие характеры. Здесь нет маленьких ролей, в каждом есть какая-то изюминка, работающая на общую задачу. Но главное, что спектакль пробуждает чувства, заставляет думать. Пьеса не потеряла своей актуальности, ведь персонажи с «больной совестью» как воздух нужны сегодня и самому театру, и актёрам, и зрителям.

Ия Серебряная
газета "Правда Востока"


Оставить комментарий
Текст:

© 2019 Русский драматический театр Узбекистана. Все права защищены.