Дон Жуан в Ташкенте
8-05-2019, 14:00
https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/40490-don-zhuan-v-tashkente.html
Дон-Жуан в Ташкенте
Речь идёт не о каком-то реальном лице, который способен вскружить головы нашим романтически настроенным женщинам. Но и не о великом сердцееде – литературном герое, победно шествующем по книгам, театральным постановкам и киноэкранам почти во всех странах Европы. Вернее, о том самом севильском обольстителе, только в совершенно иной интерпретации, которая появилась на свет стараниями московского драматурга Самуила Алёшина. По его пьесе «Тогда в Севилье» в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана поставлена комедия «Страсти по-испански», предпремьерный показ которой состоялся на днях.
В чём же новизна этого спектакля? Имя Дон Жуана давно стало нарицательным, превратилось в маску, что, в свою очередь, впоследствии послужило основой для забавных сюжетных коллизий. В отличие, к примеру, от пушкинского персонажа, Дон Жуан в рассказе Чапека не соответствует своей славе покорителя сердец, и это несоответствие вызывает самостоятельный драматический эффект. А во французском фильме «Новый Дон Жуан» со знаменитым испанским грандом произошла вещь совсем странная: он поменялся ролями со своим слугой, и выяснилось, что знаменитое имя может порой ослеплять окружающих, заставлять их видеть то, чего нет на самом деле. Но уж совсем неожиданная трансформация ждала прославленного Дона в пьесе С. Алешина - галантный кавалер, непобедимый дуэлянт, гроза мужей оказывается… хорошенькой девушкой. Обольщение дам для неё - защитная реакция от подозрений. Молодая девушка вынуждена скрывать свой пол, иначе будет лишена наследства отца. Но сердце обаятельной соблазнительницы недолго остается бесстрастным - она влюбляется в молодого и благородного Дона Гонзело (Командора), который сразу узнает в её облике единственную возлюбленную...
Режиссёру-постановщику Заслуженной артистке Узбекистана Ирине Авдюшкине, художникам Сергею Дроздову, Роберту Киму и Марие Сошиной, балетмейстерам Антону Авруцкому и Илье Останину, постановщику сценических боёв Андрею Заровскому удалось создать яркий и красочный спектакль с убедительной интригой и эффектной концовкой. Весь актёрский состав работал увлечённо, я бы сказал, вдохновенно, изобретательно. Бесспорно, хороша была Е.Белова в сложной роли Дон Жуана, мужественно взвалившая на свои плечи все трудности, связанные с противоречивым образом. Она лихо фехтует, расправляется с огромным числом противников, В забавной путанице, вызванной самозваным Дон Жуаном, приняли участие и известные нам герои знаменитой истории — Донна Анна, Командор, слуга Дон Жуана, зовущийся в пьесе Флорестино. Правда, и они претерпели некоторые изменения по сравнению с своими классическими прототипами, так, например, грозный Командор влюбился в своего заклятого врага, разгадав его истинное лицо. Другое дело, что образ самого Командора (актёр С.Архипов) вылеплен абсолютно традиционно – он лишён внешней красоты и обаяния. Непонятно, как в него могла влюбиться чуткая и трепетная героиня?
Замысел пьесы весьма современен - за громкой славой, модным именем, окружённым слухами, сплетнями и домыслами, может скрываться нечто неожиданное, прямо противоположное тому, о чем вы наслышаны. Думается, что в целом спектакль удался, и наш зритель имеет возможность не только окунуться в необычную атмосферу прежнего севильского быта и нравов, но и лишний раз поразмышлять о загадке одного из самых популярнейших героев последних столетий.
И хотя, может быть, в спектакле ещё не хватает тонкого изящества и блеска, которых требует сам жанр, он, без сомнения, может привлечь внимание любителей комических интриг и сценических тайн. Да и меломаны имеют возможность лишний раз насладиться вполне уместной музыкой Бизе-Щедрина, П. Чайковского и «Кармен-сюитой И. Штрауса.
Приходите в театр, надеюсь, не пожалеете.
А. ХОДЖАЕВ